Продолжаем знакомство с Харьковским художественным музеем

16 апреля 2018 года в отделении дневного пребывания Московского терцентра вновь собрались почитатели изобразительного искусства. Научный сотрудник Харьковского художественного музея Ботярова Елена Владимировна завершила цикл лекций о художниках-пейзажистах рассказом о двух выдающихся мастерах пейзажа – М.А.Беркосе и К.Я.Крыжицком.

Михаил Андреевич Беркос — российский и украинский художник греческого происхождения. Работал преимущественно в жанре пейзажа, маслом и акварелью. Закончив одесскую рисовальную школу, в 1877 году он продолжил обучение в императорской академии художеств в Петербурге. В академии подружился с молодыми художниками из Украины – Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченко, Константином Крыжицким, Михаилом Самокишем, с которыми во время каникул ездил в Харьков на этюды. Во второй половине 1890-х годов переехал в Харьков. Жил в предместье Малая Даниловка, с 1904 года преподавал в харьковской школе рисования.

По инициативе Беркоса в 1912 году было открыто Харьковское художественное училище, где до 1917 года он был одним из ведущих преподавателей и проводил большую работу по популяризации украинской живописи. В 1900 году экспонировался на Всемирной выставке в Париже. В 1906 и 1908 годах в Харькове состоялись персональные выставки Беркоса, а в 1911-м в Киеве прошла выставка произведений харьковских художников Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.

Константин Яковлевич Крыжицкий — живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1877 году поступил в Императорскую Академию художеств. С 1884 по 1906 год преподавал рисование в Николаевском сиротском институте.

Крыжицкий много путешествовал, в 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 — выставляются в Мюнхене на Международной художественной выставке.

Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).

Рассказ о художниках, демонстрация репродукций картин на большом экране вызвали большой интерес у присутствующих на встрече подопечных отделения дневного пребывания и они запланировали на 26 апреля экскурсию в Харьковский художественный музей.

Источник: Территориальный центр предоставления социальных услуг Московского района

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *