Оценка эффективности сотрудничества органов местного самоуправления г.Харьков с общественными организациями социальной направленности

Середина 90-х годов характеризовалась хаотичными отношениями как между общественными организациями и органами местного самоуправления так и внутри сектора общественных организаций. В связи с этим, большинство организаций, которые работали в г.Харькове, предлагая различные виды социальных услуг жителям территориальной громады, часто дублировали друг друга.

С целью регулирования этих отношений в процессе коллективных обсуждений и изучения соответствующего мирового опыта возникло предложение по проведению конкурса социальных проектов.

Первый конкурс был объявлен в декабре 1999г. и длился почти год, т.к. информация о его проведении слишком долго доходила до общественности. В результате первого конкурса победили и получили финансирование 4 социальных проекта.

В конкурсе 2001г. победили и получили финансирование уже 8 проектов, в 2002г. – 27 проектов, в 2003г. – 51 проект, в 2004г. – 30 проектов.

Учитывая тот факт, что в 2004г. отношения между органами местного самоуправления и общественными организациями стабилизировались, определился и их организационно-экономический механизм. В рамках Комплексной программой социальной защиты населения г.Харьков на 2004г. было продолжено развитие социального партнерства по проекту «Единая социальная сеть» (ЕСС).

В 2004г. партнерами органов местного самоуправления (в лице управления труда и социальной защиты населения Главного управлениям по гуманитарным и социальным вопросам Харьковского городского совета), получившими финансирование из бюджета Харькова в рамках проектов, победивших в конкурсе ЕСС, стали 30 общественных организаций (далее организации-партнеры).

У исполнительных органов местного самоуправления возникла проблема, связанная с оценкой целесообразности и эффективности использования бюджетные средств для финансирования социальных проектов общественных организаций.

Проблема изучения эффективности использования бюджетных средств в последние годы занимает одно из центральных мест в отечественной социальной науке. Практический опыт развития системы социальной защиты населения в Украине и общепринятые научные положения теории организации едины в том, что дальнейшее совершенствование работы невозможно без четкого и однозначного понимания эффективности деятельности органа социальной защиты, учреждения социального обслуживания или общественной организации, без применения совокупности критериев и показателей, позволяющих измерить или оценить качество их работы. В то же время, анализ публикаций по проблемам социальной защиты свидетельствует о том, что вопросы ее эффективности исследованы недостаточно. Система социальной защиты населения – явление многоуровневое, следовательно, определение ее эффективности с помощью одного критерия является неполным.

Эффективность – это обобщенный, интегральный показатель качества системы. Он определяется как внутренними свойствами системы (значениями различных показателей, характеризующих потенциал и ресурсы), так и условиями, в которых система функционирует. Поэтому корректнее говорить не об эффективности вообще, а об эффективности функционирования системы при выполнении определенных задач в определенных условиях и времени.

Так, оценка эффективности деятельности общественных организаций в сфере социальных услуг может происходить, по нашему мнению, с точки зрения доступности, охвата, ориентации на индивидуальные потребности граждан, достаточности ресурсов для выполнения профессионально-квалификационных функций.

Анализ деятельности общественных организаций на рынке социальных услуг в области социальной защиты населения и текущей эффективности сотрудничества проводился на основании отчетов организаций-партнеров по состоянию на 1.09.2004 года.

Анализ деятельности организаций-партнеров проводился по двум направлениям – качественному и количественному.

Качественный анализ проводился по следующим элементам:
— направления деятельности организаций-партнеров;
— виды оказываемых социальных услуг;
— целевые группы (клиенты социальных услуг);
— качество предоставленного отчета.
Количественный анализ проводился по следующим показателям:
— количество клиентов, которым были оказаны услуги в динамике по годам;
— количество привлеченных волонтеров;
— работа с донорскими организациями.

Кроме того, авторов интересовал вопрос, оценивают ли эффективность своей деятельности организации-партнеры и какие критерии они при этом используют.

В ходе анализа организаций-партнеров по направлениям их деятельности было выявлено следующее: наибольшее внимание организаций-партнеров направлено на проведение гуманитарных проектов (27%), социальную помощь детям и молодежи (23%), социальную помощь инвалидам (19%), социально-медицинскую и педагогическую помощь детям-сиротам (16%), социально-медицинскую помощь людям преклонного возраста (16%) и помощь в трудоустройстве (16%).

Проанализировав общественные организации-партнеры по видам оказываемых услуг, можно сделать следующие выводы:

  • для организаций-партнеров характерно оказание не одного вида, а целого комплекса социальных услуг;
  • наиболее распространенным видом услуг являются услуги информационного характера. Их оказывают 65% организаций-партнеров (17 из 26). Уровень социально-медицинских, психологических и юридических услуг колеблется от 50% до 54%.
  • наименьшее распространение получили услуги по трудоустройству, по профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и услуги социально-бытового характера, их оказывают лишь 14% от общего числа анализируемых организаций-партнеров.

Классификация по видам социальных услуг, оказываемых организациями–партнерами была сделана на основании ст.5 Закона Украины «О социальных услугах».

Клиентами организаций-партнеров являются как различные социально-демографические группы населения – объекты системы социальной защиты населения, так и субъекты социальной защиты – акторы социальной политики (лидеры организаций социальной направленности, руководители органов власти, представители СМИ и т.д.). Таким образом, деятельность общественных организаций-партнеров органов местного самоуправления охватывает широкий круг клиентов и направлена на решение определенного количества социальных проблем.

Анализируя количество клиентов организаций-партнеров, которым были оказаны услуги в динамике по годам, можно сделать некоторые выводы. В общем измерить и сопоставить количество клиентов организаций-партнеров, которым были оказаны услуги, крайне трудно, ввиду следующих причин:

  • во-первых, из-за разнородности объектов услуг – клиентов организаций (индивид, семья, организация);
  • во-вторых, из-за разнородности услуг по видимым признакам. Например, социально-бытовые и социально-психологические услуги. В данном случае существует проблема реальной и потенциальной эффективности. Социально-бытовые услуги в отличие от социально-психологических услуг лучшим образом иллюстрируют эффект по схеме «действие – результат». Их ближайшую эффективность можно зафиксировать, т.к. она проявляется в наглядно видимом изменении сложившейся ситуации. Эффективность социально-психологических услуг может быть выявлена лишь по прошествии определенного времени (потенциальная эффективность);
  • в-третьих, из-за различной сложности и длительности оказываемых общественными организациями услуг. Например, у организации, занимающейся трудоустройством инвалидов, будет намного меньше клиентов, чем у организации, осуществляющей благотворительные праздники или оказывающей консультации по телефону. Однако это еще не значит, что первая организация работает менее (более) эффективно.

Анализируя количество клиентов, получивших услуги в динамике по годам, одно можно сказать точно, что у многих организаций-партнеров имеется тенденция к увеличению количества клиентов.

Положительным моментом является привлечение к работе 414 волонтеров .

Эффективность использования бюджетных средств и работы организаций-партнеров с донорскими организациями количественно можно оценить по такому показателю как индекс привлеченных средств (Iпр.с.):

Данный индекс был рассчитан по каждой организации в целом по всем проектам и за 9 месяцев 2004г. Кроме того, был рассчитан средний индекс привлеченных средств по всем организациям.

По итогам 9 месяцев 2004г. средний индекс привлеченных средств составил 1,42 (организациями-партнерами было дополнительно привлечено 1 грн. 42 коп. на 1 грн. средств, полученных из городского бюджета.). На основании индекса привлеченных средств в 2004г. по каждой организации был составлен рейтинг анализируемых организаций-партнеров. Наибольшее количество денежных средств в относительном выражении было привлечено такими организациями:
— Харьковский областной благотворительный фонд «Каритас-Харьков»
— Харьковский городской благотворительный фонд «Тимур»
— Благотворительный фонд «Институт раннего вмешательства» для детей с нарушениями развития и детей-инвалидов
— Центр духовной и социально-психологической реабилитации «Эммануил»
— Харьковский областной благотворительный фонд «Академия»
— Харьковская общественная организация незрячих юристов

Практика привлечения дополнительных средств весьма распространена за рубежом, причем в весьма стабильных и процветающих странах. Так, например, в Германии местные власти финансируют некоммерческие организации, при наличии четко разработанных программ и смет расходов, в объеме, не превышающем 80 % расходов на персонал, и до 70 % всех прочих расходов. Недостающие средства организация должна найти сама [5]. То есть социальный заказ выступает в качестве формы совместного государственного и негосударственного инвестирования.

Кроме того, в ходе нашего анализа был выявлен тот факт, что 58% (15 из 26) общественных организаций сами производят оценку эффективности своей деятельности. Наиболее распространенным критериям при этом являются отзывы клиентов, экспертов, СМИ. Их используют 26% опрошенных организаций-партнеров (7 из 26).

На основе проделанного анализа на 1.09.2004г. можно выделить следующие экономические преимущества внедрения данной формы социального партнерства:

  1. дополнительное привлечение ресурсов в сферу реализации социальных программ, на осуществление которых направлены социальные проекты. Так, в среднем величина привлеченных средств на 1 грн. бюджетных в 2004г. составила 1,42 грн. Это позволило уменьшить нагрузку на бюджет, помогло привлечь дополнительные внебюджетные средства на финансирование социальной сферы и переложить часть материальной ответственности на плечи некоммерческих организаций.
  2. максимизация эффекта, минимизация затрат. Фонд оплаты труда персонала большинства анализируемых некоммерческих организаций, в отличие от государственных, жестко не регламентирован и, как правило, ниже, чем в государственных или муниципальных учреждениях, оказывающих аналогичные услуги (в основном за счет привлечение труда волонтеров, что в свою очередь позволяет минимизировать штат сотрудников). Об этом свидетельствует тот факт, что в 2004г. в рамках реализуемых проектов организациями-партнерами было привлечено 144 волонтера.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие партнерских отношений между органами местного самоуправления и общественными организациями способствует позитивному развитию рынка социальных услуг, увеличению финансирования социальных программ, расширению количества направлений деятельности общественных организаций.

Кроме этого, следует обратить внимание на некоторые факторы, выходящие за рамки нашего анализа. У населения наблюдается более позитивное отношение к общественным организациям и их услугам, чем к государственным учреждениям, поскольку первые по своей природе более динамичны и могут в кратковременные сроки видоизменять свои услуги, ориентируясь, прежде всего, на нужды клиентов (дизайн услуги, предоставляемой общественными организациями нестандартен и более динамичен).

В связи с развитием партнерских отношений между органами местного самоуправления и общественными организациями изменился уровень работы и модель поведения структур местного самоуправления. Это произошло в основном благодаря тому, что постоянное общение с представителями территориальной громады ускоряет процесс получения информации о существующих социальных проблемах, формирует адекватное отношение к этим проблемам и оптимизирует процесс принятия решений по их смягчению.

Взаимное сотрудничество приносит пользу не только органам местного самоуправления и клиентам общественных организаций, но и самим общественным организациям. К настоящему моменту по сравнению с 1999г. (т.е. с началом сотрудничества) наблюдается позитивная динамика в развитии общественных организаций:

  • значительно повысилась дисциплина в организациях-партнерах, качественно изменился уровень работы, как с клиентами, так и с партнерами. Это произошло во многом благодаря возможности использования в своей деятельности модели работы исполнительных органов местного самоуправления;
  • существенно расширились возможности получения профессиональной информации для повышения эффективности деятельности организации.

Все приведенное выше свидетельствует о необходимости дальнейшего взаимодействия сфере социальной защиты населения на основе идеи социального партнерства, в котором государственные и общественные организации могут выступать равноправными партнерами. Социальное партнерство в социальной сфере является необходимым условием эффективности социальной политики и социальной защиты.