Профилактика непроизводственного травматизма

На непроизводственный травматизм приходится около 53 % всех травм.

Для непроизводственного травматизма еще нет такой унифицированной системы учета, как для производственного. Наряду с этим, осуществление мероприятий по предупреждению непроизводственного травматизма значительно сложнее, чем производственного, так как нет четкой системы планирования ответственности каких-либо административных органов.

Для борьбы с этим видом травматизма необходимы совместные действия врачей (травматологов, хирургов), милиции, райисполкомов, дорожно-строительных и транспортно-пассажирских организаций и т. д.

Транспортный и уличный травматизм

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях в экономически развитых странах занимает второе место. Согласно статистике ВОЗ ежегодно около 10 млн. человек получают травмы, а около 2.10 тыс. человек погибают па дорогах и улицах городов мира.

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях — проблема многосторонняя, зависящая от многих факторов.

Непроизводственные травмы, вызванные транспортом, значительно тяжелее других видов травм. По локализации чаще травмируется голова, затем туловище и позвоночный столб. По характеру травм первое место занимают ушибы и растяжения, затем раны, переломы и вывихи.

Анализ причин возникновения несчастных случаев, связанных с транспортом, показывает, что в подавляющем большинстве случаев виновными являются пешеходы и пассажиры, особенно в состоянии алкогольного опьянения.

Наиболее частыми причинами травм на дорогах являются наезды автомобилей на пешеходов, опрокидывание автомобилей, столкновение транспортных средств, наезд на велосипедистов.

Повреждения имеют индивидуальные особенности, связанные с видом транспортного средства, его конструкцией, скоростью движения, зоной соприкосновения автомобиля с телом человека, возрастом пострадавшего и другими факторами, но в целом они типичны.

Основным видом дорожно-транспортных происшествии является наезд автотранспорта на пешеходов. Он может заключаться в ударе и отбрасывании пострадавшего на дорожное покрытие; ударе, отбрасывании и переезде; реже — переезде и волочении, ударе и волочении пострадавшего. При ударе автомобиля выступающей вперед деталью, например, бампером, крыльями передних колес характерными повреждениями являются переломы нижних конечностей (в зависимости от высоты расположения травмировавшей детали— переломы голени или бедра) или переломы костей таза, переломы ребер в результате удара о капот двигателя или при падении — от удара о дорожное покрытие, а также повреждения головы. Нередки при этом виде дорожно-транспортных происшествий разрывы печени и селезенки.

При наезде автомобилем с распространенной передней поверхностью (автобус, микроавтобус, некоторые модели грузовых автомобилей) большая часть повреждений приходится на голову а туловище; повреждения носят обширный характер и охватывают несколько областей тела, т. е. являются сочетанными.

При переездах, особенно тяжелыми грузовиками и автобусами, в основном повреждаются органы грудной клетки и брюшной полости, возникают множественные переломы ребер и таза, переломи позвоночного столба, реже — переломы верхних конечностей. При этом виде дорожно-транспортных происшествий отмечаются размозжжения и отслойки кожи, мышц спины, ягодиц, бедер с образованием обширных заполненных кровью «карманов». При наездах автомобилей на велосипедистов и мотоциклистов наряду с повреждениями головы наиболее часто встречаются повреждения печени, селезенки, раны нижних отделов живота и разнообразные повреждения аппарата движения и опоры.

Травмы внутри автомобиля вследствие столкновении транспортных средств характеризуются повреждениями органов грудной клетки и верхних отделов брюшной полости, головы и аппарата движения и опоры. У водителей автомобилей при столкновении большинство повреждений локализуется на левой половине тела.

Травмы, причиненные железнодорожным транспортом, отличаются особой тяжестью. Основными причинами этих травм являются хождение по путям, алкогольное опьянение.

Травмы, получаемые при пешеходном движении, составляют 36,3 % непроизводственного травматизма. В этой группе травм первое место занимают переломы, затем ушибы, растяжения, раны, вывихи и др. Наиболее частая локализация переломов — предплечье, плечо и голень.

Основной вид травмы — падение на скользких или неблагоустроенных, неосвещенных улицах.

Бытовой травматизм

Бытовые травмы наиболее многочисленные и составляют 46,2 % непроизводственного травматизма. В сельской местности на долю бытовых травм приходится 90 % непроизводственного травматизма. К бытовым травмам относится травмы, связанные с домашними работами (приготовление пищи и отопление жилища), травмы во время драк, хулиганских нападений, укусы домашних животных и змей, травмы стоп при ходьбе босиком и др. Около 20 % бытовых травм получено в состоянии алкогольного опьянения, поэтому санитарно-просветительная работа и борьба с алкоголизмом являются и борьбой с травматизмом.

Спортивный травматизм

В нашей стране связанные со спортом повреждения составляют 3 % в общей структуре травматизма. Специальная лечебная помощь при спортивных травмах располагает эффективным комплексом лечебных и восстановительных операции. В задачу врача-травматолога входит не только оказание лечебной помощи, но и медицинская реабилитации спортсмена, т. е. возможно более полное восстановление функции поврежденного органа.

Врачебное наблюдение за спортсменами, перенесшими травму, не должно ограничиваться только сроками заживления раны или сращения фрагментов при переломах костей. Сроки возобновления тренировок, допустимые нагрузки и методы тренировок тренер должен согласовывать с врачом, лечившим больного. Лечебную физкультуру, физио- и бальнеотерапию проводят до полной ликвидации последствий травмы. Лечение целесообразнее проводить в специализированных учреждениях — врачебно-физкультурных диспансерах, отделениях спортивной травмы. Необходима также специальная подготовка врачей ортопедов-травматологов по спортивной травматологии.

Травматизм в различных видах спорта имеет свои особенности и отличается количественными показателями, тяжестью травмы и исходом лечения.

Особое внимание следует обращать на мелкие, но многократные повреждения, которые могут привести к стойкому нарушению функции и структуры органов и тканей (например, суставов).

Характерной особенностью спортивного травматизма надо считать преимущественное поражение суставов, особенно коленного и голеностопного.

Для спортивного травматизма характерны растяжения сумочно-связочного аппарата, ушибы, переломы и вывихи. Наибольшее количество травм наблюдается у гимнастов, лыжников, конькобежцев, боксеров, борцов, легкоатлетов, участников спортивных игр, акробатов, прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, мотоциклистов, планеристов и др.

Причины спортивных травм условно делят на две группы — факторы «внешнего» и «внутреннего» порядка. К первой группе относятся недостатки технического состояния мест занятии и инвентаря (скользкий пол, неподходящая одежда, обувь и др) и нарушение методики организации занятий и соревнований (перегрузка мест занятий, встречное движение занимающихся, отсутствие или неумелая страховка и др.). На их долю приходится 50 % травм.

Ко второй группе относятся несоблюдение спортсменами элементарных правил занятий и соревнований, слабая техническая н физическая подготовка спортсмена, его болезнь, переутомление, перетренировка и др.

Большое значение в предупреждении спортивного травматизма имеет врачебный контроль занятий физкультурой \ спортом и правильный отбор участников соревновании.

Детский травматизм в общей структуре травмагизма составляет около 15 %. Больше половины травмированных — мальчики.

Первое место среди детского травматизма занимают травмы бытового характера — падение с высоты, ранения острыми предметами и удары тупыми, ожоги. Почти 80 % травм дети получают в домашней обстановке. Второе место занимают травмы, полученные на улицах при пешеходном движении, при падении на детей различных предметов и травмы, причиненные детям транспортом. Последние отличаются особенной тяжестью.

Основной причиной детского травматизма является безнадзорность детей на пути в школу и из школы, в часы досуга, а также неверное представление ребенком таких понятии как храбрость. Незнание правил уличного движения играет существенную роль в возникновении травм.

Спортивный травматизм и травматизм, связанный с различными видами учебно-производственной деятельности, сравнительно невелик.

Работа специальных комиссий по борьбе с непроизводственным травматизмом, которые могут быть созданы при органах местного самоуправления, с привлечением работников образования, здравоохранения, милиции, управлений по делам семьи и молодежи, является одним из правильных и своевременных путей борьбы с непроизводственным травматизмом.